Тел. (812) 313-05-30

194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, дом 26А БЦ "Ренессанс", 8-й этаж.
Эл. почта: arsagera@arsagera.ru

Вся правда об отраслевых фондах

Уровень: 

Специалисту


Тема: 

Инвестиционные опасности


18 оценок:


Просмотров: 955


Комментариев: 23


Материалы по теме:
Что нужно знать о доверительном управлении
Отраслевой анализ: хит-парад отраслей. I квартал 2011 года
Перспективы фондового рынка

Рекомендуем к прочтению:
Инвестиции, почему они необходимы
ПИФ + банковский вклад = любовь
Кто выигрывает на фондовом рынке?
«Волатильность» может приносить доход! Но не спекулянтам!
Куда вложить деньги
Что может защитить Вас от инфляции?
Зачем нам фондовый рынок?
Советы по инвестированию от управляющей компании «Арсагера»

Причина, по которой управляющие компании используют такой инструмент, как отраслевые фонды, описана в данном материале.

Не секрет, что среди инвесторов отраслевые ПИФы пользуются большой популярностью. Пайщиков больше всего привлекает то, что паи отраслевых фондов оказываются на вершинах рейтингов по доходности. Хотите узнать причину, по которой управляющие компании используют такой инструмент как отраслевые фонды?..

Зачем управляющим компаниям нужны отраслевые фонды?

В погоне за привлечением средств, управляющие компании придумали хорошую маркетинговую тактику — создание широкой линейки отраслевых фондов. Причем каждая компания представляет это как высокий уровень сервиса по предоставлению широких возможностей клиентам.
С математической точки зрения, изменение фондового индекса — это, по большому счету, сумма изменений всех отраслевых индексов, так как в индексе присутствуют все крупнейшие российские компании, задающие тон практически во всех отраслях. Следовательно, на любом временном интервале всегда будут отрасли, которые выросли выше среднего, и наоборот. Вполне естественно, что при этом всегда будет отрасль-лидер, показавшая наилучший результат и опередившая все остальные отрасли.

Логично, что у компании, предоставляющей клиентам линейку отраслевых фондов, всегда будет фонд, который особенно на коротком отрезке (например, 1 год) показывает впечатляющие результаты на фоне остальных и который можно продемонстрировать клиентам как результат выдающегося качества управления. Этот результат можно использовать в агрессивной рекламе в СМИ, и за счет этого привлекать новые средства под управление и соответственно, получать комиссию.

Обратная сторона медали отраслевых фондов

На самом деле, предлагая клиентам отраслевые фонды, Управляющие компании снимают с себя ответственность по выбору отраслей, перекладывая эту сложную задачу на клиентов. Неужели клиент управляющей компании, который по определению не является профессионалом, лучше самой управляющей компании знает, какая отрасль будет самой доходной в ближайшем будущем и на что надо делать ставку? Если это так, то возникает вопрос, зачем такому клиенту вообще нужна управляющая компания. Человек с такими знаниями может самостоятельно инвестировать на фондовом рынке. При этом, даже если клиент выберет отрасль корректно, то нет никакой гарантии, что инвестирование в рамках отраслевого фонда будет осуществляться в соответствии с ожиданиями клиента. Следствием этого утверждения является тот факт, что доходности фондов одних и тех же отраслей, но под управлением разных компаний, показывают значительно отличающиеся друг от друга результаты. В отличии, например, от фондов на индекс ММВБ, доходности которых вполне сопоставимы.
Клиенты, зачарованные высокими показателями доходности отраслевых фондов, не отдают себе отчет в том, что доходности отдельных отраслей подвержены достаточно сильным колебаниям. И тот отраслевой фонд, который показал в недавнем прошлом доходность выше среднего, скорее всего свою доходность уже исчерпал, и ждать от него хороших результатов в ближайшее время уже не следует. На самом деле, работа Управляющей компании, помимо всего прочего, заключается в том, что компания вовремя меняет диверсифицированный набор отраслей в портфеле, вкладывая деньги в компании, обладающие высоким потенциалом роста вне зависимости от привязки к конкретным отраслям, но не вкладывая при этом весь портфель в одну отрасль. С этим связано и то, что на временных интервалах больше года, большинство отраслевых фондов исчезает с вершин рейтингов, оставляя место классическим фондам акций.
Такие манипуляции с сознанием клиентов возможны благодаря низкой инвестиционной культуре нашего общества. Клиенты наших управляющих компаний не настолько профессиональны, чтобы делать выводы относительно потенциала роста отдельных отраслей экономики. Разочарование, которое возникает у клиентов после неудачных инвестиций в отраслевые фонды, приводит не только к потере лояльности в отношении конкретных управляющих компаний, но и что особенно печально, в целом к индустрии коллективных инвестиций.
Помимо всего прочего, в отличие от классических фондов, использование инвесторами отраслевых фондов, не может позволить им спокойно преобразовывать свой человеческий капитал в финансовый, посредством выбранного отраслевого фонда. Инвестирование с помощью отраслевых фондов подразумевает то, что инвестор будет постоянно заниматься переходом от одного отраслевого фонда к другому.

Выводы:

  • По математической логике, на любом интервале всегда будет отрасль, которая покажет доходность выше индекса. Только выбрать ее непрофессиональному инвестору практически невозможно.
  • Мы считаем, что отраслевые фонды должны быть отнесены Федеральной службой по финансовым рынкам к категории фондов для квалифицированных инвесторов, чтобы исключить возможность для начинающих инвесторов нести убытки при использовании этих достаточно сложных продуктов. Так как по нашим наблюдениям, большинство неквалифицированных инвесторов входит в отраслевые фонды на пике их стоимости, благодаря уже продемонстрированной высокой доходности.
  • По нашему мнению задача управляющей компании заключается не в создании широкой линейки отраслевых фондов, а качественном управлении классическим фондом акций, то есть в своевременной смене диверсифицированного набора отраслей в портфеле, и опережении любого отраслевого фонда на длинных временных интервалах.

Подписаться…


23 комментария | Оставить комментарий

 aiiirborne 6 февраля 2012 в 19:23

2 Евгений: Дело за малым, остается только выбрать отрасль =)
И потом, бывают отрасли в постоянном снижении, пример: железнодорожные перевозки в США.
Мне кажется, если покупаешь ПИФ, стоит рассчитывать на профессионализм управляющего в выборе компаний и отраслей.
Либо управляет УК - сами разбираются, какая отрасль в упадке, но будет расти. Либо сам берешь на себя всю ответственность и покупаешь акции напрямую.
Отраслевой фонд, мне кажется, не лучшая полумера - берешь слабые стороны от обоих вариантов: риск выбора на себя и все комиссии за управление ПИФом.

+2  0

 Евгений 6 февраля 2012 в 18:45

Мне кажется, что отраслевые фонды хороший инструмент, просто как любым инструментом им надо уметь пользоваться. В свей книге ГЕРБЕРТ Н. КЭССОН "Как сохранить деньги и заставить их работать на себя. 12 правил" пишет об отраслевом инвестировании: найдите отрасль в упадке, выберите в ней лучшее предприятие и вложитесь в него.
Подход на длинных периодах должен работать по ряду причин:
1. Никакая отрасль не может находиться в упадке бесконечно долго. Спрос на ее продукцию со стороны других участников рынка рано или поздно превысит предложение и отрасль пойдет в рост.
2. Сильные предприятия будут расти быстрее слабых.
Если интерполировать этот подход на коллективные инвестиции, то отраслевой ПИФ это как раз реализация данного подхода для мелких инвесторов, которые не могут позволить себе играть на рынке ЦБ напрямую. Кроме того, управляющие компании будут стремиться подобрать наиболее сильные предприятия из отрасли, что в конечном итоге даст необходимый потенциал роста.
Единственное ограничение здесь - нет смысла связываться с УК, показывающими отрицательную доходность на периодах больше 3-х лет.

0  0

 aiiirborne 5 февраля 2012 в 03:31

Вспоминаю, как летом уходящего года, я стоял в очереди в одном из Питерских банков. В руки мне попалась реклама УК банка, которая управляет отраслевыми ПИФами.
На обложке был изображен лучший фонд 2010 года (металлургия) в виде, кажется, дракона, упоминался растущий спрос на металл в Китае, пелись хвалебные песни выдающемуся результату фонда и т.п.
Стоит ли говорить, что по результатам 2011 года, этот фонд показал выдающееся падение, впрочем как и весь сектор российской металлургии.
Наверное, его в конце 2011 в буклетик не напечатали.
У меня до сих пор где-то эта рекламка валяется, нужно будет найти и повесить где-нибудь в рамочку для наглядности.
Рекламка качественная, красивая =+)

+2  0

 Гость 13 декабря 2010 в 19:05

Любопытные данные об отраслевых фондах.
Три лучшие отрасли по итогам 2010 года (отраслевые индексы ММВБ):

ММВБ потребительский сектор (10 эмитентов) 85,59%

ММВБ машиностроение (11 эмитентов) 73,85%

ММВБ металлургия (10 эмитентов) 56,96%

А вот показатели лучших отраслевых фондов:

Тройка Диалог – Потребительский сектор 73,99%

КИТ Фортис - Российская металлургия и машиностроение 62,88%

Максвелл Металлургия 55,87%

В дополнение к тому, что управляющие перекладывают на клиентов ответственность за выбор фонда, при этом даже лучшие из них не могут показать результат сопоставимый с соответствующим индексом.

К сожалению Investfunds.ru публикует результаты отраслевых фондов вперемежку с обычными - это искажает восприятие пользователей - давно пора выделить их в отдельную группу и давать возможность сравнить их результаты с отраслевым индексом - очень многое станет понятно.

+2  0

 Андрей Циркунов 9 декабря 2010 в 00:47

Очень похоже, что линейка отрослевых фондов- это инструмент маркетинга, чтобы светиться в ренкингах и рейтингах постоянно.
Но мне странно, почему на сайтах рейтингующих агентств, отраслевые ПИФы сравниваются с классическими ПИФами акций,
и порой очень сложно провести сравнение фондов между собой?
Я для цели сравнения использую трехлетний период, там все отраслевые фонды слетают как шелуха!
И еще, трехлетний период (декабрь 2007, декабрь 2010 ) - это, между прочим, возможность посмотреть качество управления в кризис 2008 г.
И еще один маленький ньюанс, по-возможности, нужно смотреть состав фондов, УК обязаны его публиковать на сайте.

0  0

 УК Арсагера 8 ноября 2010 в 19:53

Сергей ! Вы правы ! Индексное инвестирование очень популярно на западе.

Оценка деятельности управляющего базируется на сравнении результата с бенчмарком (индексом)
http://www.arsagera....ultatov_upravleniya/


"Что они там выгадывали когда перетасовывали пакеты акций?" Это отличный вопрос!
Для оценки эффективности перекладок мы используем систему MARQ
http://www.arsagera....avleniya_kapitalom/

мы готовы предоставить эту технологию любой заинтересованной УК, но пока никто не готов к такой прозрачности.

0  0

 Сергей 4 ноября 2010 в 13:22

Зачем вообще покупать паи ПИФов если можно инвестировать самостоятельно?Зачем платить комиссию УК? Купил акции, входящие в индекс, и держи. Если бы купить акции Сбера по 14 рублей в феврале 2009 и додержать до сегодняшних 102 - доходность чуть ли не 1000%. Так почему же у всех "профессиональных управляющих" УК доходность меньше? Что они там выгадывали когда перетасовывали пакеты акций?

0  0

 Гость 30 октября 2009 в 16:50

Думаю, что если мы отнесем отраслевые ПИФы к квалам, то пойдем вразрез с мировым опытом. Ведь, если посмотреть на линейки крупнейших западников, то среди них есть те, кто имеет десятки отраслевых фондов, разбитых еще и на подкатегории. Те же ETF — по сути отраслевые индексные фонды — их сотни и все они доступны широким массам. Другое дело что западники себя по-разному позиционируют. Есть Barclays с ETF, а есть HighBridge с активно управляемыми фондами. Сейчас действительно кажется, что отраслевые управляемые фонды, когда в отрасли всего 5–6 бумаг, сложно назвать активно управляемыми фондами. Какие выходы из этой ситуации видятся?

1. Если сможем покупать иностранные ЦБ, то оторвемся от наших местечковых индексов и сможем диверсифицировать портфель и реально управлять 20–30 бумагами. Иметь в штате управляющего, который не только будет разбираться в западном рынке, но и будет принимать решения — очень дорого. Да и потом окажется, что в этом отраслевом фонде не останется ни одной российской бумажки. (сейчас ограничение — 20% на иностранные бумаги) Вообщем вариант фантастичен.

2. Честно посмотрим на портфель из 5 бумаг и сделаем из отраслевого управляемого отраслевой индексный. Соответсвенно снизим вознаграждение. Если посмотреть на динамику доходности отраслевых индексных фондов УК Бинбанка, то они большинство отраслевых управляемых фондов переигрывают.
Но в итоге окажемся в одной нише с Barclays. А это не под силу ни одной российской УК — издержки у них на порядок ниже и технологии другие. Вариант более реален но фатален.

0  0

 Суперспек 24 октября 2009 в 13:30

Не надо наводить поклеп на отраслевые, я лично клево на них заработал - главное вовремя соскочить! И еще можно смотреть за фондами, которые УК хочет раскрутить - будут рисовать результат! Можно на этом проехаться. Жаль в фонд акций Арсагеры не запрыгнул - видно там результат уже отрисовали ...

0  0

 Суперспек 24 октября 2009 в 13:30

Не надо наводить поклеп на отраслевые, я лично клево на них заработал - главное вовремя соскочить! И еще можно смотреть за фондами, которые УК хочет раскрутить - будут рисовать результат! Можно на этом проехаться. Жаль в фонд акций Арсагеры не запрыгнул - видно там результат уже отрисовали ...

0  0

 Поляков Андрей, УК "Арсагера" 23 октября 2009 в 16:12

Вдогонку к фолио. Правда возникает вопрос, для чего нужен продукт, в рамках которого клиенту покупается фиксированный набор активов с заранее известными долями. Насколько я понял, портфель никогда не перетряхивается, клиент просто владеет бумагами какое-то время. Что мне собственно мешает в рамках той инвест-идеи, в которую я верю приобрести самостоятельно на фондовом рынке тот набор ЦБ, который я считаю перспективным? Роль управляющей компании в этом продукте не очень понятна. Рассказать клиенту о перспективах и различиях нектороых инвестиционных идей?

0  0

 Мефодий 23 октября 2009 в 15:14

спасибо

0  0

 Андрей Поляков, УК "Арсагера" 23 октября 2009 в 13:32

Мефодий, насколько я понял, идея фолио приблизительно та же, что и у отраслевых фондов, только используется не признак принадлежности к отрасли, а признак принадлежность всех ЦБ к какой-либо инвестиционной идее. Естественно не все инвестиционные идеи срабатывают, поэтому будут и неудачные портфели. Но при этом будут и портфели, показавшие неплохие доходности. Насколько я понял, раз подобный продукт предоставляет УК, то юридически это просто одна из форм доверительного управления, просто по-своему упакованная.
Вообще плюсами этого продукта, насколько я понял, является то, что там нет спекуляций, а также то что Вы можете вложиться под какую-то узконаправленную идею в которую Вы лично верите.

0  0

 Андрей Поляков, УК "Арсагера" 23 октября 2009 в 13:07

Максим Зайцев, спасибо за Ваш комментарий. Нет, мы не считаем, что акции необходимо относить к инструментам для квалинвесторов. Поясню, почему эти понятия не эквивалентны.
1. ПИФами как правило пользуются обыкновенные инвесторы, для которых биржа - это что то запредельно сложное и уровень финансовой грамотности у таких инвесторов значительно ниже, чем у тех кто самостоятельно торгует на ФР. Собственно ПИФы для таких людей и создавались.
2. Как тут уже замечали читатели, одна из «фишек» отраслевых фондов, это то, что у УК всегда будет фонд с неплохим результатом на вершинах рейтингов. Соответственно эта особенность отраслевых фондов активно используется как сотрудниками УК при общении с клиентами, так и в рекламе в СМИ. Ну и клиенты не имеющие представления о таких особенностях охотно покупают отраслевой фонд, думая, что качество управления и результат будет находиться на постоянном уровне. На рынке акций насколько я знаю, инвесторы в намного меньшей степени подвержены желанию вкладываться в тот инструмент, который уже вырос, ну а если и вкладываются, то сознательно, а не под воздействием красивой рекламы.
Хотел бы пояснить нашу позицию. Мы не относимся отрицательно к отраслевым фондам. Мы отрицательно относимся к средствам продвижения этих фондов. И к тому что пайщикам этих фондов не рассказывают вещей описанных в этой статье.

0  0

 Мефодий 23 октября 2009 в 12:26

Максиму, да Вы правы, но когда я покупаю пай, то доверяю управление и в этом отдаю отчет :)
а тут нате - выбирай сам!
когда же я выбираю акцию, то опять же я отдаю отчет, что управление доверяю только себе.
вопрос в УК: слышал про такую фишку у Альфыкапитал - фолио, активно продвигают (в РБК денег забабахали тучу) - не таже ли это история, что и отраслевые фонды? А что - там порядка 100 портфелей - стопроцентно какие-то из них будут мега выгрышными!!! А потом естественно супер реклама о качестве управления! Вообщем отраслевые фонды будут смотреть с завистью со стороны?

0  0

 Максим Зайцев 23 октября 2009 в 11:50

«Мы считаем, что отраслевые фонды должны быть отнесены Федеральной службой по финансовым рынкам к категории фондов для квалифицированных инвесторов…» Может быть и акции тоже должны быть отнесены к финансовым инструментам для квалинвесторов?! В них тоже многие инвесторы «входят на пике стоимости» и испытывают потом разочарование. Если же проанализировать классичиские фонды акций, то большинство из них не будут эффективно управляемыми относительно их рыночного риска. В любых фондах есть свои плюсы и минусы.

0  0

 Виктория Таривердиева 23 октября 2009 в 11:49

Ну, в общем, да, так и есть. Только это скорее относится к маркетинговой стратегии нежели к PR: расширение продуктовой линейки, предоставляюшей клиенту более широкий выбор. Успешное управление несколькими фондами позвляет занять сразу несколько высоких строчек в ренкингах, а не одну как при классической линейке.

Но опасность тут не в том, что на плечи клиента отчасти перекладываются риски просадки отрасли, а в том, что часто инвестдекларация отраслевого ПИФа является совсем не отраслевой по сути, а скорее классической. Понятие «отраслевой» в данной ситуации придумано самими УК, а законное придание статуса «отраслевой» не предусмотрено. Так что за вывеской «отраслевой ПИФ» частенько можно встретить «классику» с спекулятивной высокорискованной стратегией, не имеющей к конкретной отрасли никакого отношения. И вот здесь уже вопрос честной конкуренции.

0  0

 Александр Баранов 23 октября 2009 в 11:48

я думаю, что отраслевые ПИФы — исключительно PR-акция управляющих компаний, которые хотели с минимальными рисками быть в топе ПИФов по успешности на отчетную дату (чем больше отраслей, тем больше шансов, что какой-то из отраслевых ПИФов попадет в число лидеров ПИФов акций).

Ну, что ж, это некий пиар-ход для управляющих, чтобы быть на слуху. Жаль, что это не объясняют СМИ потенциальным рядовым клиентам подобных ПИФов :)

0  0

 Мефодий 22 октября 2009 в 12:18

Андрей, спасибо за ответ. Не знаю теперь, кому верить ..

0  0

 Поляков Андрей, УК "Арсагера" 21 октября 2009 в 16:40

Анна, Вы абсолютно правы.

Мефодий, этому есть несколько причин. Первая причина заключается в том, что требования к инвестиционной декларации ПИФов, хоть и достаточно строги, но позволяют управляющей компании некоторые вольности, например, "выходить в деньги". И управляющие компании, пытающиеся заниматься спекуляциями и угадывать колебания рынка, периодически пользуются этой возможностью.
Вторая причина заключается в том, что в рамках одной отрасли, на бирже обращается, как правило, несколько компаний, и разные управляющие по-разному оценивают потенциал этих компаний, формируя портфели с различными долями акций, хоть и из одной отрасли.
Есть и еще ряд причин, но они не оказывают такого сильного влияния на результат.
Исходя из всего вышесказанного, управляющие компании и получают настолько разный результат в фондах из одной и той же отрасли.
Таким образом, пайщик отраслевого фонда не может быть до конца уверен в том, что управление фондом будет соответствовать его ожиданиям.
В этом случая я бы мог порекомендовать Вам более детально познакомиться с принципами и подходами, которыми пользуются компании при управлении фондами. Попробуйте выбрать ту компанию, подход к инвестированию которой будет Вам наиболее близок.

0  0
1 2

Личный
кабинет

Фактом входа Вы даете согласие на получение, хранение и обработку персональных данных
Онлайн консультантОнлайн консультант
Заказать обратный звонок
Если вы заметили ошибку, выделите текст (максимум 127 символов) и нажмите Ctrl+Enter